223 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019

Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года

223 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛТОРГИ ПО 44-ФЗГосзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года 15 марта Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

С этого года для поставщиков из числа средних и малых предприятий торги в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся по тем же правилам, что и торги в рамках Закона № 44-ФЗ. Новшества значительно упрощают процедуру госзакупки и делают ее более прозрачной. Предполагается, что это позволит малому и среднему бизнесу получить еще больше заказов и увеличить объем выручки.

Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Данный закон обязателен также для следующих категорий заказчиков:

  • организаций с долей участия государства выше 50%, их «дочек» и «внучек»;
  • субъектов естественных монополий (нефтегазовых компаний, РЖД и проч.);
  • компаний, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).

Для сравнения отметим: государственные или муниципальные учреждения, закупающие что-либо за счет средств бюджета, руководствуются другим законом. Это Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Какие поставщики и подрядчики относятся к малому и среднему бизнесу

При проведении госзакупок, в том числе в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства (сокращенно СМиСП) действуют особые правила.

Напомним, что к данным субъектам относятся компании и предприниматели, которые соответствуют определенным критериям (см. «Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства»).

Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. таблицу ниже).

Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

КритерийЗначение для малого бизнесаЗначение для среднего бизнеса
Средняя численность работников за предшествующий годдо 100 человек101-250 человек
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДСне более 800 млн. руб.не более 2 000 млн. руб.
Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капиталене более 49%не более 49%

Все организации и предприниматели, отнесенные к СМиСП, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к указанной категории, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Квоты для СМиСП

При закупках, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены квоты. Так, госзаказчики обязаны закупать у СМиСП товары и услуги в объеме не менее 18 процентов от общего объема закупок.

При этом 15 процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого и среднего бизнеса. Такое правило закреплено в пункте 5 положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках (утв.

постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352).

Получается, что средние и малые предприятия могут принимать участие в любых закупках наравне с крупным бизнесом. Но у СМиСП есть и другая возможность — участвовать в тендерах, организованных исключительно для малого и среднего бизнеса. В таких закупках конкуренция меньше, поэтому шансы на победу выше.

Новые правила для СМиСП

Начиная с 2019 года, в закупках по Закону № 223-ФЗ, проводимых для субъектов малого и среднего бизнеса, действуют новые правила. Перечислим самые важные из них.

Торги проходят на тех же площадках, что и закупки по Закону № 44-ФЗ

Прежде для закупок в рамках Закона № 223-ФЗ не существовало перечня электронных торговых площадок (ЭТП), где разрешено проводить торги. Госзаказчик мог выбрать любую площадку со своим собственным порядком регистрации и работы. Для сравнения отметим, что тендеры по Закону № 44-ФЗ проходили только на восьми площадках, специально для этого отобранных.

С этого года закупки для СМиСП в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся на тех же восьми площадках, что и торги по Закону № 44-ФЗ. Вот эти площадки:

  •  Сбербанк-АСТ;
  •  АГЗРТ;
  •  ЕЭТП;
  •  РТС-Тендер;
  •  Национальная электронная площадка;
  •  Российский аукционный дом;
  •  ЭТП ГПБ;
  •  ТЭК-Торг

Порядок регистрации и работы на указанных ЭТП строго регламентирован. Если тендер организован для представителей малого и среднего бизнеса, то площадка не вправе брать комиссию с участников. Исключение составляет только плата с победителя. Она равна 1% от начальной максимальной цены закупки, но не более 2 000 руб.

Для закупок у СМиСП используется один из четырех разрешенных способов

Раньше госзаказчики могли провести каждую закупку в рамках Закона № 223-ФЗ любым способом по своему выбору. Причем, конкурентные способы (например, конкурсы и аукционы) использовались крайне редко.

С 2019 года торги для СМиСП разрешено проводить при помощи четырех видов электронных процедур: аукциона, конкурса, запроса котировок и запроса предложений. Никакие иные виды торгов не допускаются.

Торги для малого и среднего бизнеса проходят строго в электронном формате

По устаревшим правилам госзаказчик, проводивший торги по Закону № 223-ФЗ, сам решал, в каком виде собирать предложения от поставщиков. Иногда он делал это по электронной почте, иногда в бумажных конвертах, а иногда при помощи ЭТП.

С этого года закупки по Закону № 223-ФЗ, организованные только для малых и средних предприятий, проходят исключительно в электронном виде. Это снизило риск поставщика ошибиться при подаче заявки, ведь все разрешенные ЭТП контролируют заявки в автоматическом режиме.

Правила проведения госзакупок строго регламентированы

В 2018 году и раньше правила торгов, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, устанавливал сам заказчик. К примеру, он мог отменить результаты запроса котировок из-за того, что передумал закупать товар.

С 2019 года госзаказчик, который организовал торги для малого и среднего бизнеса, обязан придерживаться правил, установленных законом.

В частности, он вправе отменять закупку, только если не истек срок приема заявок, либо при форс-мажоре.

Есть и другие правила: необходимо продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в закупочной документации, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса и проч.

Что теперь должны сделать поставщики и подрядчики

Субъектам МиСП, которые ранее участвовали в тендерах в рамках Закона № 44-ФЗ, новые правила уже знакомы. А вот тем, кто прежде принимал участие только в торгах по Закону № 223-ФЗ, предстоит совершить ряд действий.

Во-первых, зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). После регистрации поставщик попадет в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и затем получит аккредитацию сразу на восьми торговых площадках (см. «С 2019 года вводятся новые правила регистрации для участия в госзакупках»). Получать доступ к каждой площадке по отдельности не требуется.

Во-вторых, открыть спецсчет. Это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством. На нем поставщик хранит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать нужное количество денег (см. «Спецсчета в системе госзакупок с октября 2018 года: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

В-третьих, в случае победы заплатить площадке комиссию. Для СМиСП ее размер составляет 1% от начальной цены, но не более 2 000 руб. Некоторые площадки добавляют к этой сумме НДС. Обратите внимание: плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора (см. «Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов»).

Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: //www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2019/3/14451

Положение о закупках по 223-фз с 1 января 2019 года: основные изменения

223 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет.

Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика.

А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.

часовЧто же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся —  но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины.

Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок.

И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах.

Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание».

Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам.

Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ.

И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).

    При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя.

Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ.

И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным.

Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках.

Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках.

Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п.

 —  заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью.

Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных.

Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств.

Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Источник: //School.Kontur.ru/publications/1650

Изменения в 223-ФЗ в 2019 году

223 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019

В 2019 году многие действующие правовые нормыв сфере закупок изменяться. Поправки внесены как в ФЗ №44-ФЗ, так и в Закон №223-ФЗ. Новая редакцияпоследнего вводит ряд изменений, которые обязательно необходимо учитыватьучастникам корпоративных закупок.

Порядок проведения закупокизменится

Если закупку планируется производить наосновании положений ФЗ №223, то заказчики должны в первую очередь позаботиться,чтобы Положения о закупкахсоответствовали новым стандартам. Обновить информация заказчику нужнобыло еще в 2018 году, а направить для регистрации в ЕИС в области закупок — до1 января 2019 года. Правила устанавливает 4 статья ФЗ №505-ФЗ, утвержденного 31декабря 2017 года.

Если в составленных заказчикам Положениях имеютсянесоответствия с нормами, установленными ФЗ№223, последняя редакция которого уже вступила в силу с 1 января 2019 года,то они считаются неопубликованными, даже если размещены в Единой информационнойсистеме своевременно.

Соответственно, произвести закупки, которыепредусматривает Федеральный закон №223-ФЗ по ним не выйдет, о чем сообщает 8статья 223 ФЗ в пункте 5.1.

Процедуры, относящиеся к закупкам, в случаепризнания недействительным Положений заказчики обязаны проводить впредусмотренном Федеральным Законом№44-ФЗ порядке.

Постараемся подробно объяснить, что нужноизменить в Положении о закупке в соответствии с поправками к Закону 223-ФЗ “Озакупках”

Обеспечение заявки

Далеко не все заказчики вправе требовать отисполнителя обеспечение заявки. Новая редакция ФЗ №223 сообщает, что подобнаявозможность есть только у выставляющих заявку, стоимость которой превышает 5млн. При этом определена и верхняя граница величины обеспечения. Она установленав 5 статье Закона №505-ФЗ и составляет 5% от изначальной стоимости. Заказчикивправе требовать и меньшую сумму.

В качестве обеспечения могут выступать:

  • собственные средства исполнителя;
  • банковская гарантия.

При формировании заявки заказчик вправе указатьи иной способ обеспечения.

Закупки: конкурентные инеконкурентные

В Положениях обязательно отображается переченьподходящих заказчику способов закупки. Они могут быть как неконкурентными, таки конкурентными. К последним относят:

  • запросы предложений;
  • конкурсы, либо аукционы следующихвидов:
  • запрос котировок.

Необходимость отражения в Положении видовзакупок вводит 3 статья Закона №505-ФЗ в пункте 3. Федеральный закон 223 по умолчанию устанавливает электронную формудля подобных закупок. Однако за заказчиком остается право устанавливатьнекоторые процедуры в бумажном формате.

Особое внимание стоит уделить предназначеннымдля малого и среднего бизнеса (МСП) конкурентнымзакупкам. Проводить их в бумажном формате нельзя, единственный возможныйвариант организации, как сообщает 2 пункт статьи 3 ФЗ №223-ФЗ, — электронный.

Заказчик может самостоятельно расширитьперечень предусмотренных для закупки процедур и отобразить его в составленномПоложений. Все обозначенные в нормативном акте мероприятия являются торгами. Азначит именно победивший исполнитель будет выполнять контракт — отказаться отсотрудничества заказчик не может.

Что касается неконкурентных закупок, вотношении них также устанавливаются определенные правила проведения. Но самоеглавное, что заказчик вправе самостоятельно определить способ проведенияаукциона, в том числе если он подразумевает, что закупка будет произведена уединственного поставщика, исполнителя или подрядчика.

Правильное описание объектазакупки

Чтобы исключить вероятность сниженияконкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначенияобъекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вноситьсведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнемслучае есть и исключение.

При размещении товарного знака можно использоватьсловосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописатьнекоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам илиработам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности.

Тогдасчитается, что заказчик исполнил требования закона.

Разрешается использовать товарный знак безуказанного уточнения в следующих случаях:

  • если предоставляемая заказчикомпродукция не может использоваться с товарами иных производителей;
  • если предметом сделки являютсязапасные части или детали комплектации техники определенной марки;
  • приобретаемая продукция необходимадля выполнения государственного заказа;
  • если регулирование закупкипроизводится международным соглашением, предписывающем обязательноеиспользование товарного знака.

Правила составления извещения

223 ФЗ“О закупках” в новой редакции четко устанавливает,какие сведения обязательно требуется отображать в тексте извещения. Присоставлении следует внести информацию о:

  • начальная стоимость контракта;
  • цена единицы товара, работы или услуги (ТРУ), в отношении которогозаключается договор, либо формула стоимости;
  • максимальная стоимость контракта.

Дополнительно следует указать предписанную 9 частью4 статьи ФЗ №223-ФЗ. Она касается места, где планируется производить закупку. Визвещении отображается адрес электроннойплощадки, на которой будет фиксироваться сделка.

Сопровождающая закупку документация

Оформляющий закупку заказчик в обязательномпорядке составляет сопроводительную документацию. Это касается любой закупки,проводящей в рамках конкурса, аукциона, в том числе электронного. Освобождаютсяот обязанности только заказчик, который делает запрос на котировки. Об этомсообщает 9 часть 32 статьи ФЗ №233.

При составлении документации следует учитыватьновые требования, выдвигаемые Законом №233-ФЗ:

  1. Обязательно указывается цена контракта. Допускается прописывать формулу стоимости.
  2. Выставляются условия для исполнителей, собирающихся принять участие в закупках. Применяются они и к субподрядчикам, привлекаемым для выполнения условий контракта. А также прописываются требования к документации, которую нужно сформировать для участия.

Если участие в закупке подразумевает, чтоисполнитель, либо соисполнитель будет проводить работы на опасных объектах,выставляемым требованиям следует уделить особое внимание.

Это же правилоиспользуется, если закупка касается работ, при которых используется атомнаяэнергия, либо задействовано сложное высокотехничное оборудование.

Условия,которые надлежит соблюдать исполнителю, также прописывается в сопроводительнойдокументации.

Время, выделенное для размещенияположения закупки в ЕИС

Типовое Положение, касающееся планируемойзакупки, обязательно публикуется в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.Если Положение изменяется, на размещение выделяется также 15 дней. Об этомсообщает 3 статья ФЗ №505-ФЗ в пункте 12.2.

При этом ряд сведений разрешается необнародовать путем размещения в ЕИС. Полный список информации, не подлежащейразглашению, освещен в Законе №223-ФЗ. В него попали данные, касающиесядоговоров:

  • о закупке ряда финуслуг, например:
    • услуг по привлечению во вклады;
    • доверительному управлениюсредствами;
  • о переходе прав на объектынедвижимости;
  • купли-продажи;
  • нескольких типов аренды;
  • об услугах брокеров;
  • содержащих сведения о закупках,относящихся к государственной тайне;
  • если описанные процедурыопределены Правительством РФ;
  • о закупках на суммы до 100 или 500тысяч рублей.

Нововведения в сфере составленияотчетности

При составлении отчетов обязательно следуетучитывать новые требования законодательства. В документы обязательновключается:

  • количество договоров, цена, котораяустановлена на каждый договор по 223 ФЗ,даже если сведения о нем не размещались в Единой информационной системе;
  • число соглашений с привлечениемодного исполнителя и их цена;
  • количество контрактов, которыезаключались с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся процедуры, атакже их общая стоимость.

Жалоба в ФАС

Исполнитель может подать содержащее жалобу назаказчика ходатайство в Антимонопольную Службу, используя утвержденныезаконодательством основания. В 2019 году перечень пополнился. Теперь обратитьсяв ФАС можно, если:

  • зафиксированы нарушения в процессеподготовки к закупке;
  • нарушены процедуры, проведениекоторых предусмотрено в Положении о закупке.

Жалоба рассматривается в ФАС. Однако Закон№223-ФЗ указывает, что принимать во внимание необходимо только обозначенные входатайстве доводы. Положение закрепляет 10 часть статьи 3 обозначенногонормативного акта.

Оспорить действия заказчика можно не только вФАС, но и в Корпорации МСП. Причины также определены в 223 ФЗ.

Ставка НДС возросла: как изменитсяцена контракта

Повышение НДС до 20% установлено в ФЗ №303-ФЗ.Нормы, принятые 3 августа 2018 года, начинают действовать с 1 января 2019. И всвязи с их принятием у заказчиков и участников закупок возник ряд вопросов,касающихся определения стоимости контрактов после увеличения налогов. На нихпостаралось ответить Министерство финансов, опубликовав 28 ноября 2018 годаПисьмо №24-01-07/86352.

В опубликованном документе поясняется, чтоположения Закона №223-ФЗ не устанавливают запрет на изменение стоимостиконтрактов, даже если подрядчик уже приступил к его выполнению. Главное, чтобыПоложение о закупке предусматривало возможность изменения ценового показателя.В указанном Письме МинФина особо указывается на тот факт, что процедуру можносовершить только по соглашению сторон.

Закрытые электронные закупки:нюансы документооборота 

Правительство РФ постаралось такжеурегулировать вопросы, связанные с проведением закрытых аукционов, в том числеорганизуемых в электронной форме. Изменения коснулись особенностейдокументооборота.

Пересмотрен был и порядок аккредитации, предусмотренный приконкурентных конкурсах закрытого типа с применением электронной подписи (ЭП).

Рассматривающее указанныеособенности Положение утверждено вышедшим 25 декабря 2018 года ПостановлениемПравительства РФ №1663.

Главное изменение касается возможности участияв закрытых аукционах электронного типа. Необходимо пройти специальнуюаккредитацию на площадке, подключившись предварительно к шифровальной сетисвязи.

Подобные условия применимы к закупкам, осуществление которых возможнотолько при раскрытии участникам информации, приравненной к государственнойтайне.

Если исполнитель не проходит аккредитацию, то он не может статьучастником аукциона.

На оператора ЭП в связи с изменениями возлагаетсяновая обязанность. Он должен вести специальный реестр, куда вносятся всепрошедшие аккредитацию участники. Помимо этого, устанавливается особый порядокдля:

  • приглашения на электронныйконкурс, применяемый к прошедшим аккредитацию исполнителям;
  • предоставления формируемой врамках электронной закупки документации;
  • подачи аккредитованнымиучастниками заявки о желании принять участие в аукционе;
  • ведения документооборота в ходезакупки. А также особенностей составления оформляемой при закрытии документации.

Реестр заказчиков

В ЕИС теперь будет внедрен специальный реестр,отображающий сведения обо всех заказчиках, подающих заявки в рамка 223 ФЗ. Онбудет вестись в соответствии с особенными правилами, которые закреплены в ПП№1711, выпущенного 28 декабря 2018 года.

Доступен реестр станет с 1 марта 2019 года. Кэтому сроку Федеральное Казначейство уже должно подготовить его и внедрить вЕИС. А до 15 марта обязательно включить в список всех зарегистрированных в ЕИСзаказчиков-юрлиц, которые обозначены в ФЗ №223, а именно — во 2 пункте 1статьи. Причем о каждом необходимо сообщить следующую информацию:

  • наименование организации, полнаяформа и сокращенная — при наличии;
  • установленная для предприятияорганизационно-правовая форма;
  • адрес фирмы;
  • ИНН, в том числе дата регистрациив налоговой и код причины постановки на учет.

Предусмотрено и включение некоторых видовдокументов в ЕИС при внесении заказчика в реестр. Перечень отдельно обозначен ввыпущенном 10 августа 2012 года Приказе Казначейства России №13н, а такжеПриказе Минэкономразвития №506.

Далее на внесение изменений у ответственноговедомства будет не более одного. Сроком исчисления является дата регистрациизаказчика в ЕИС, либо внесения новых сведений в информационные документы. Еслизаказчик лишается права доступа в ЕИС, Казначейство должно убрать егореестровую запись из общего доступа в течение 3 дней.

Информацию по всем проводимым закупкам можнопосмотреть на сайте «ТАСС-Бизнес»(tassbiz.ru).

Источник: //tassbiz.ru/help/izmeneniya-v-44-fz-v-2019-godu-2/

Комментарий к федеральному закону № 223-ФЗ

223 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019

Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (он же 223 ФЗ) вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Целями, ради которых он был принят, являются:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

223 ФЗ для чайников

Также закон закрепляет основополагающие принципы, среди которых необходимо выделить:

  1. Иинформационная доступность торгов. Этот принцип является общеправовым и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. Единая информационная система (Закупки гов ру)официальный сайт 223 ФЗ, в ней публикуется информация о проводимых тендерах. Также среди площадок, на которых осуществляются торги, можно выделить, «Фабрикант» и «B2B-center» а из специализированных — Сбербанк УТП, торговая площадка 223 ФЗ, на которой проводит торги Сбербанк России, и торговая площадка РЖД.
  2. Равноправие и справедливость, а также отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обязан обеспечить равные права и возможности всем участникам, а также исключить избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств, а также уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики должны стремиться рациональнее расходовать денежные средства. Обращаем внимание, что речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Нельзя ограничивать допуск участников, установливая неизмеряемые требования. Следует избегать условий (финансовые ресурсы участников, производственным мощностям), которые могут трактоваться двусмысленно или не могут быть применены ко всем участникам в полной мере.

Какие лица относятся к заказчикам по 223 ФЗ

Итак, по 223-ФЗ к заказчикам относятся (статьи 3.1 223-ФЗ):

  • государственные корпорации, государственные компании, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд. рублей, при этом которым оказывается государственная поддержка;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, обозначенных ст. 1 ФЗ);
  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством РФ).

Ранее перечень был без дополнительных условий, но, как гласит223 ФЗ о закупках, последняя редакция 2019 года, указанные выше организации могут проводить тендеры только при наличии обозначенных Законом требований.

Особенности проведения торгов

Первой особенностью, а также и отличительной чертой заказов по 223 ФЗ, является принимаемое заказчиком Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика. Его необходимо обязательно публиковать на официальном сайте ЕИС.

Положение включает в себя порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также другие важные правила, например, связанные с обеспечением закупки. Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности заказчик должен руководствоваться как 223 ФЗ, так и принятым на его основании Положением.

Если обратиться к вопросу об утверждении документа, то в зависимости от вида юридического лица, утверждение происходит различными способами. К примеру, для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — его руководителем.

Еще одной особенностью является полная информационная открытость торгов. То есть закон обязывает публиковать все необходимые сведения в ЕИС (план закупок, извещение и документация, а также вносимые изменения). Предусмотрена возможность размещения информации о торгах на сайте заказчика.

Также, ФЗ № 223 предоставляет возможность проводить все закупки в электронном виде. Заказчик самостоятельно определяет формы и виды закупочных процедур в утверждаемом Положении.

Последние изменения

Последние изменения связаны с коррекцией перечня тех, кто имеет право осуществлять торги в соответствии с указанным ФЗ.

Прежний перечень заказчиков сильно поредел, некоторые из них больше не могут проводить процедуры в соответствии с 223 ФЗ, не соблюдая новые требования.

Например, ГУПы и МУПы вправе осуществлять тендеры лишь за счет грантов, передаваемых безвозмездно, а также в случае отсутствия бюджетных средств при закупке товаров, работ либо услуг.

Также ФЗ 223 о госзакупках, последняя редакция 2019, пополнился новыми требованиями в отношении аптечных организаций в форме ГУПов и МУПов.

Источник: //goscontract.info/docs/fz223

223 фз о закупках с последними изменениями и ми 2019

223 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019

29 июня 2018

Уважаемые пользователи электронной площадки РТС-тендер!

С 1 июля 2018 года вступает в силу пакет масштабных изменений в законодательство о закупках, касающихся поставщиков, заказчиков, операторов электронных площадок, надзорных ведомств и финансово-кредитных учреждений, обслуживающих сферу закупок.

Своевременная актуализация знаний законодательства обеспечивает бесперебойность и эффективность закупочного процесса. Специально для вас мы подготовили экспертный обзор, где собрали все указанные изменения, ключевыми из которых стали:

Госзакупки по 44-ФЗ

  • электронизация бумажных конкурентных способов закупок — с 1 января 2019 года;
  • отбор новых операторов электронных площадок;
  • использование квалифицированной электронной подписи — с 1 июля 2018;
  • регистрация всех участников закупок в ЕИС — с 1 января 2019 года;
  • новые требования к размеру и порядку предоставления обеспечения заявок;
  • новые требования к порядку проведения электронного аукциона, в том числе: к составу заявки, сроку рассмотрения первых частей заявок, шагу торгов и др.;
  • новые требования в части заключения контракта.

Подробнее ознакомиться с указанными изменениями в рамках законодательства можно здесь.

Корпоративные закупки по 223-ФЗ

  • появляется ведомственный контроль, который будет осуществляться вышестоящим органом-учредителем;
  • в положении о закупках необходимо предусмотреть конкурентные и неконкурентные закупки, а также прописать, когда товары, работы и услуги могут закупаться у единственного поставщика;
  • требование по обеспечению заявки для субъектов МСП возможно только при цене договора свыше 5 млн рублей;
  • в описании объекта закупки запрещено указывать товарный знак и страну происхождения;
  • определены отдельные требования к проведению конкурентных закупок;
  • введены требования к протоколам конкурентных закупок.

Подробнее ознакомиться с указанными изменениями в рамках законодательства можно здесь.

Следите за новостями на электронной площадке РТС-тендер, чтобы всегда быть в курсе самых актуальных изменений законодательства о закупках и экспертных мнений профессионалов сферы закупок.

По всем вопросам вы можете обратиться в службу поддержки электронной площадки РТС-тендер (для поставщиков) или к региональном менеджеру (для заказчиков).

Соглашение на обработку персональных данных

Предоставляя свои персональные данные Покупатель даёт согласие на обработку, хранение и использование своих персональных данных на основании ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. в следующих целях:

  • Регистрации Пользователя на сайте
  • Осуществление клиентской поддержки
  • Получения Пользователем информации о маркетинговых событиях
  • Выполнение Продавцом обязательств перед Покупателем
  • Проведения аудита и прочих внутренних исследований с целью повышения качества предоставляемых услуг.

Под персональными данными подразумевается любая информация личного характера, позволяющая установить личность Покупателя такая как:

  • Фамилия, Имя, Отчество
  • Дата рождения
  • Контактный телефон
  • Адрес электронной почты
  • Почтовый адрес

Персональные данные Покупателей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства.

Продавец обязуется не передавать полученные персональные данные третьим лицам, за исключением следующих случаев:

По запросам уполномоченных органов государственной власти РФ только по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ

Стратегическим партнерам, которые работают с Продавцом для предоставления продуктов и услуг, или тем из них, которые помогают Продавцу реализовывать продукты и услуги потребителям.

Мы предоставляем третьим лицам минимальный объем персональных данных, необходимый только для оказания требуемой услуги или проведения необходимой транзакции.

Продавец оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила, при условии, что изменения не противоречат действующему законодательству РФ. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.

Важные изменения в регулировании закупок по 223-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАКУПКАХ

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Принят

Государственной Думой

8 июля 2011 года

Одобрен

Советом Федерации

13 июля 2011 года

В законах, регулирующих закупочную деятельность, с июля 2018 года появились новые положения. Однако многие из них заработали только с октября, поскольку потребовалось время на подготовку инфраструктуры. Итак, что же нового.

Расширение списка ЭТП

Федеральных площадок теперь восемь. К шести прежним добавились две новые:

Кроме того, еще одна площадка — АСТ ГОЗ — подтвердила право проводить торги по гособоронзаказу.

Полный список операторов ЭТП размещен в ЕИС.

Заявки обеспечиваются по-новому

Отобраны банки, которым доверили открывать и обслуживать спецсчета поставщиков. Речь о счетах, на которых поставщики будут размещать средства для обеспечения заявок. По новым правилам сумма обеспечения будет блокироваться не на ЭТП, а на специальном счете поставщика в одном из уполномоченных банков.

Чтобы механизм работал, каждый из 18-ти банков должен установить взаимодействие со всеми площадками. Пока не все кредитные организации оказались к этому готовы. Минфином дал им время до 1 ноября и пригрозил исключить из списка уполномоченных те банки, которые не уложатся в отведенный срок.

Была надежда, что хранение денег на спецсчетах будет для поставщиков выгодно, поскольку на остаток будут начисляться проценты. Но не все так просто — банки устанавливают процент на свое усмотрение.

По факту поставщикам предлагают мизерный процент (0,01 годовых). А там, где проценты выше, за ведение счета просят абонентскую плату.

Кроме того, за услугу блокирования и разблокирования денежных средств на спецсчете некоторые банки взимают плату.

Пока напрашивается вывод, что новая система со спецсчетами не слишком выгодна поставщикам, в особенности малому бизнесу. Но возможно, Минфин и Центробанк еще внесут в нее какие-то коррективы.

Важное пояснение Минфина! Новые правила в части обеспечения заявки применяются к процедурам, извещения о которых размещены в ЕИС после 1 октября. Более ранние торги проводятся по старым правилам.

Площадки устанавливают плату

В информационной ленте ЕИС на днях появились сообщения о том, что ЭТП начали устанавливать плату за свои услуги. Такое право им дает статья 24.1 закона 44-ФЗ.

Предельные размеры платы, которую могут брать операторы, установлены в постановлении Правительства № 564.

Это 1% от суммы контракта, но не более 5000 рублей без учета НДС, если проводится обычная закупка, и не более 2000 рублей, если проводится процедура для СМП и СОНО.

Плату берут только с победителя. Если он уклонится, второй участник платить не будет.

Сумма будет списываться со спецсчета. Но может быть и так, что такого счета у участника нет. Поставщик без спецсчета может участвовать в закупках стоимостью менее 1 млн рублей, в которых не установлено обеспечение заявки. В случае победы он должен перевести обеспечение заявки на счет ЭТП.

Контракты заключаются в ЕИС

Заключение контрактов заказчиками по результатам электронных процедур следует производиться в ЕИС. Правило действует для закупок, объявленных после 1 октября, которые проводятся любым из способов определения поставщика, кроме электронных аукционов. Для них старый порядок, то есть заключение контрактов на ЭТП, сохранится до 1 января 2019 года.

Новый порядок заключения контракта таков:

  1. Заказчик размещает проект в ЕИС (без своей подписи).
  2. Победитель либо подписывает его и публикует на ЭТП, либо размещает там же протокол разногласий (1 раз).
  3. Заказчик подписывает контракт и публикует его в ЕИС.

Разрешается не отклонять заявки с радиоэлектроникой из ЕАЭС

С 1 сентября вступили в силу поправки в постановление № 968. Оно ограничивает допуск радиоэлектронной продукции на рынок закупок. Раньше не допускались товары из ЕАЭС, теперь это ограничение снято.

Таким образом, при закупке радиоэлектроники, входящей в перечень из этого постановления, заказчик должен отклонить иностранную продукцию, если есть минимум 2 предложения с товаром из России или иной страны ЕАЭС разных производителей.

Повышение НДС

Новость о повышении ставки НДС прямо сказывается на заказчиках, причем уже сейчас. Регулятор пояснил, что при расчете НМЦК контрактов на 2019 год нужно закладывать НДС 20%.

Что касается контрактов, которые уже заключены и будут действовать в следующем году, то это проблема поставщиков. Заказчики не имеют права пойти ни на повышение стоимости контракта, ни на уменьшение объема товаров или услуг, которые подлежат поставке.

Так что исполнителям придется оплачивать повышение НДС из собственного кармана.

Но есть контракты, цены в которых могут быть пересмотрены:

  • федеральные контракты с ценой 10 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • региональные контракты с ценой 1 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • муниципальные контракты с ценой 500 млн рублей и выше сроком от года.

Единый реестр участников закупок

Реестр участников должен заработать с 1 января 2019 года. Правила его ведения разработаны Правительством, но пока постановление проходит общественное обсуждение.

Регистрация в Реестре начнется с 1 декабря. Однако тем, кто аккредитован на нужных ЭТП и срок аккредитации не истекает, можно зарегистрироваться и позже — до конца 2019 года. При условии, что в документах не произошло никаких изменений.

Закупки у МСП — на федеральных ЭТП

Заказчики, которые уже внесли изменения в свои Положения о закупке в части торгов для малого бизнеса, должны с 1 октября их проводить строго в электронном виде. Для этого можно выбрать одну из 8-ми ЭТП, предназначенных для закупок по 44-ФЗ.

Внести соответствующие изменения в Положения нужно до конца года. С 1 января 2019 года все заказчики по 223-ФЗ должны проводить торги для МСП в электронном виде.

Унитарные предприятия снова работают по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы могут работать по 223-ФЗ уже с 1 октября. Но лишь те из них, кто успел до указанной даты утвердить и опубликовать в ЕИС Положение о закупке. Остальные продолжат работать по 44-ФЗ до конца года.

tinyton.ru

Источник: //tinyton.ru/223-fz-o-zakupkah-s-poslednimi-izmeneniyami-i-kommentariyami-2019

Юрист24
Добавить комментарий